Статья опубликована в журнале «Евразийское Научное Объединение» № 2 Февраль, 2015
Солодова Елена Николаевна,
кандидат экономических наук, ООО «Научное предприятие «Цезис»
Епишина Екатерина Викторовна,
ООО «Научное предприятие «Цезис»
Одним из решающих факторов экономического развития в современном обществе является научно-техническая деятельность, которая определяет рост потребности в высококвалифицированных специалистах, повышение требований к их образовательной подготовке и специальным знаниям [1, 2].
В рамках задачи по оптимизации и повышению эффективности высших учебных заведений в России планируется существенное сокращение учреждений высшего профессионального образования. Реализация этой задачи требует особого подхода, в котором должны быть учтены такие факторы, как месторасположение вуза и его влияние на региональное развитие. Наиболее показательным в данном контексте является пример вуза, расположенного в регионе с развитым научным потенциалом. Таким примером может служить Международный университет природы, общества и человека «Дубна» (далее –университет «Дубна»), расположенный в наукограде Дубне Московской области.
Создание университета «Дубна» было обусловлено проблемой воспроизводства интеллектуального потенциала. В Московской области – около двадцати городов, отвечающих критериям наукоградов, которые, однако, имея высокий интеллектуальный потенциал, не занимаются университетской подготовкой высококвалифицированных специалистов. Проблема подготовки кадров высшей квалификации не стояла так остро, пока наукограды получали в плановом порядке специалистов из самых разных вузов страны. Только в г. Дубне раньше ежегодно приезжали 120–130 молодых специалистов. У предприятий была возможность выбирать лучших. Такая система позволяла городу иметь постоянный приток молодых кадров. С распадом СССР эта система перестала существовать, и перед такими регионами, как Дубна, встала проблема воспроизводства собственного интеллектуального потенциала. Университет же позволяет обеспечить приток в город молодых талантливых людей [3, 4].
Университет «Дубна» был создан как исследовательский университет, где научные исследования являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Подготовленные в университете «Дубна» специалисты способны наиболее полно реализовать свой потенциал в дальнейшей деятельности, опираясь на идеи о целостности природы, общества и человека, их взаимосвязи и взаимозависимости. Неразрывная связь образования и науки позволяет добиваться необходимых решений проблем кадрового обеспечения Московской области и других субъектов Российской Федерации специалистами высокого уровня. Благодаря полученным разносторонним и необходимым знаниям выпускники университета востребованы в Московской области, что играет немаловажную роль в условиях инновационного развития региона [5].
Открытие университета имело большое значение для г. Дубны и Московской области, поскольку главной задачей университета является подготовка высококвалифицированных специалистов, прежде всего, для предприятий и организаций наукограда и Московской области. Поэтому в настоящее время особенно актуальной становится необходимость теоретической, методической и практической разработки такого механизма оценки взаимовлияния высшей школы и предприятий, который стимулировал бы наиболее эффективное развитие системы высшего образования и социально-экономического предприятия, а следовательно, и развитие как города, так и региона.
Реальная стратегия развития любого предприятия или компании может быть построена только на эффективном использовании собственных возможностей и ресурсов. Реализовывать такую стратегию можно только при достаточном количестве профессионалов высокого уровня.
В 2012 году совместно с университетом «Дубна» была создана компания ООО «Научное предприятие «Цезис» (далее – НП «Цезис»), для осуществления научной деятельности, которая является малым инновационным предприятием (далее – МИП) в соответствии с ФЗ-217. Статус МИПа позволяет получать преференции при участии в различных конкурсах и грантах. Основная специализация компании – организация в интересах заказчиков научных исследований в области информационных технологий и обеспечения безопасности с целью укрепления имиджа России как мировой научной державы и развития национальных научных школ. Основным направлением деятельности НП «Цезис» является организация и проведение научных исследований в области информационных технологий.
Научное предприятие «Цезис» также является площадкой для проведения конкурсных НИР и собственных исследовательских работ для студентов и аспирантов различных вузов, которые хотят продвигать свои научные идеи в жизнь. К выполнению научных исследований и реализации проектов привлекаются преподаватели, студенты и аспиранты университета «Дубна».
В данной статье под объектами исследования будем понимать университет «Дубна» (Университет) и НП «Цезис» (Компания).
Рассмотрим конкретную стратегическую задачу наукограда «Развитие университета «Дубна» как инновационно-образовательного центра наукограда» (рис. 1), решение которой предполагает и развитие НП «Цезис» для дальнейшего моделирования взаимовлияния системы «Университет – Компания».
Рис.1. Задача взаимовлияния «Университет – Компания»
Далее каждый из объектов будет описан с помощью эконометрической модели, взаимоувязывающей его основные характеристики (факторы). Алгоритм исследования взаимовлияния «Университет – Компания» представлен на рис. 2.
Рис.2. Алгоритм исследования взаимовлияния «Университет – Компания»
Дальнейшее исследование происходит в несколько этапов.
- Необходимо из множества показателей выбрать показатели, которые характеризуют объекты для конкретной задачи.
- Исследование корреляционной взаимосвязи показателей каждого из объектов. Необходимо провести анализ корреляционной взаимосвязи также внутри каждой группы показателей.
- Построение линейных регрессионных моделей взаимовлияния показателей, относящихся к одному и тому же объекту (модель «Университет», модель «Компания»).
- Построение модели взаимовлияния университета и НП «Цезис» («Университет – Компания»).
Таким образом, на основе данного алгоритма возможно построение моделей «Университет», «Компания», а также совместной модели «Университет – Компания». С помощью построенных регрессий можно проанализировать влияние университета на развитие компании, а в дальнейшем и прогнозировать возможное будущее развитие компании НП «Цезис».
Список литературы:
- Пахомова Е.А., Солодова Е.Н. Комплексный подход к анализу взаимовлияния учреждений высшего профессионального образования на социально-экономическое развитие наукограда и региона (на примере университета «Дубна» и города Дубна Московской области) // Аудит и финансовый анализ. 2008. 6. – С. 202–211.
- Пахомова Е. А., Солодова Е. Н. Координатное диагностирование образовательных эффектов университета и наукограда // Вестник УГТУ–УПИ. – 2009. – № 1. – С. 110–124.
- Рачинский А. Корпоративное управление и рыночная стоимость компании. – М.: ЦЭФИР, 2003.
- Солодова Е. Н. Моделирование влияния вуза на развитие наукограда и региона / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Институт системного анализа Российской академии наук. – Москва, 2013.
- Солодова Е. Н. Систематизация показателей для анализа системы «Университет – Наукоград – Регион» // Методологические проблемы анализа инвестиционных проектов. – Труды ИСА РАН. – 2013. – Том 63. – Выпуск 1. – С. 121–130.
- Старюк П. Ю., Полиенко В. И. Корпоративное управление и стоимость компании // Управление компанией. – 2004. – № 1.